ВОДОПРОВОД - диспетчер:
Круглосуточная диспетчерская служба:
Факс диспетчерской службы:
КАНАЛИЗАЦИЯ - диспетчер:
Круглосуточная диспетчерская служба:
Факс диспетчерской службы:
ПОВЕРКА, РЕМОНТ И ЗАМЕНА СЧЕТЧИКОВ:
Смотреть все номера
Cмотреть все телефоны
Минскводоканал
Меню

«Минскводоканал» активно развивает технологии замены сетей бестраншейным методом

На печать

Технологии замены сетей бестраншейным методом в Минске используют уже около 10 лет. Но только в этом году у «Минскводоканала» появилась установка горизонтально направленного бурения. Как она работает, посмотрел корреспондент агентства «Минск-Новости».

На улице Гая

Дорожное движение на одном из участков улицы Гая в эти дни ограничено — идут работы по перекладке магистрального водопровода. Но улица отнюдь не разворочена, как иной раз бывает в подобных случаях. Чуть поодаль — машина, благодаря которой и удается серьезный ремонт сделать внешне похожим на небольшую операцию или косметическую процедуру.

Сравнение к месту: установка горизонтально направленного бурения, подобно используемому медиками эндоскопу или зонду, позволяет производить необходимые манипуляции в закрытом пространстве на заданной глубине. Тем самым исключается травмирование прилегающих «тканей» в данном контексте ими можно считать и дорожный асфальт, и почвенно-растительный покров, и инженерные сети, широко раскинувшиеся в городских недрах. Траншея, таким образом, не нужна, достаточно сравнительно небольшого вводного отверстия, которое машина сама же и бурит.

Географию ремонта определяет необходимость: водопроводная сеть в районе улицы Гая старая, часто случаются порывы. Значит, самое время коммуникации здесь освежить. Чтобы получилось быстрее и качественнее, решили подключить к делу умную технику.

Коммуникации — как на ладони

Прежде чем на место прибудет УНБ 1550 (таково название установки горизонтально направленного бурения), работники «Минскводоканала» с помощью экскаватора выкапывают на заданном участке два небольших котлована. Нужны они для того, чтобы обеспечить последующую врезку в водопроводную сеть трубы, которую собираются прокладывать.

Перед этим исследуются все инженерные коммуникации. Их конфигурация на данном участке известна: предварительно изучена документация, получены разрешения и ордер на раскопки. Тем не менее, чтобы подстраховаться, на объект приглашают представителей других обслуживающих организаций — поставщиков услуг, в частности, связистов, тепловиков, энергетиков. Если потребуется уточнить какой-то нюанс по тому или иному хозяйству, сделают шурф. Словом, все коммуникации как на ладони.

На подготовительные работы уходит три дня. План проходки составлен. А вот и установка. 11-тонная машина на гусеничном шасси может передвигаться со скоростью чуть более 3 км/ч, так что своим ходом, если не задействовать прицеп-платформу, к нужному месту будет ехать долго. Буровой раствор замешан, калибруются и тарируются датчики. Начинается пилотное бурение.

Не проколоться с проколом

От того, какой получится пилотная скважина, зависит, как ляжет трубопровод. Важно сделать скважину максимально ровной, без изгибов. Дело это серьезное, а значит, и поручают его ответственным. В кабине буровой установки — машинист Александр Каско, большой профессионал, он здесь бригадир. Рядом с ним не менее опытный буровик Алексей Ковалевский. Ассистируют им Николай Дамарат и Олег Герасимчик. Последний с помощью локатора контролирует движение оснащенной передатчиком буровой головки: она соединена с гибкой приводной штангой, что позволяет обходить препятствия буквально во всех направлениях.

Управление буровой головкой — работа ювелирная, требующая большой концентрации внимания. Спешка только навредит, поэтому работают с чувством, с толком, с расстановкой. Отсюда и результат: первый участок — а это 96 м — удалось пройти одним проколом, причем за день. На следующий день буровую головку на приводе заменит расширитель — риммер. К нему прицепят трубу, и буровые штанги пойдут в обратном направлении, протягивая через пробуренную скважину трубопровод. Параллельно с укладкой трубы пространство вокруг нее заполняется цементирующей смесью бентонита и полимера — для укрепления стенок скважины.

Укладываемая труба несколько бóльшего диаметра, чем существующая: это позволит увеличить объемы водоснабжения района. Старую трубу пока не трогают — по ней абоненты, несмотря на проведение ремонтных работ, продолжают исправно получать воду. Свежую же трубу, уложенную, как говорят специалисты, по новому следу, через пару дней врежут в сеть — это отдельная операция. Старые колодцы демонтируют, появятся новые. Этим займутся уже другие профессионалы под руководством бригадира Дениса Валуева.

Эффективность налицо

В целом на подготовительные работы, прокол и протягивание трубопровода уходит около недели. Еще неделя — на врезку и обустройство колодцев. Котлованы будут засыпаны, на их месте уложат свежий асфальт. Это, впрочем, только первый участок. Всего на улице Гая, отмечает руководитель работ мастер ремонтно-строительного цеха УП «Минскводоканал» Руслан Браим, в общей сложности предстоит заменить 700 м магистрального водопровода. Все работы ведутся согласно требованиям к организации дорожного движения: ГАИ не разрешает разово закрывать весь участок — исключительно этапамиБез малого 100 метров в день и без траншеи, согласимся даже мы, неспециалисты, — это круто. Традиционным методом на это понадобилось бы куда больше времени и сил.

— Только неделю снимали бы на этом участке фрезами асфальт, — детализирует Руслан Браим. — Сколько кругов пришлось бы использовать, бензорезов, средств малой механизации! Затем встал бы вопрос утилизации снятого асфальта. Это экскаваторы и самосвалы. Далее — земляные работы: весь грунт на вывоз, а это снова экскаваторы и самосвалы. Благодаря же технологии замены сетей бестраншейным методом мы теперь и под железнодорожным полотном, и под руслом реки, под любой иной преградой можем работать оперативно и эффективно. Недавно прокладывали электрокабель под Свислочью в районе улицы Свислочской — удобно и быстро.

Бестраншейная технология применяется обслуживающими организациями для укладки теплотрасс, кабельных линий уже более 10 лет. Примерно столько же на «Минскводоканале» работают и с «Грундокреком» — машиной для перекладки канализационных сетей: по этой технологии работы ведутся по старому следу — машина опускается в колодец, труба, нуждающаяся в замене, разрушается, при этом новую протягивают не цельной, а сегментами, которые затем соединяют между собой.

А вот установка горизонтально направленного бурения появилась у «Минскводоканала» лишь в этом году. Увидели в ней большой потенциал. Заказали ее на предприятии «Святовит» в Коханово — у единственного, к слову, производителя такой техники в Беларуси. В процессе эксплуатации машины специалисты «Минскводоканала», исходя из практической целесообразности и опыта работы, внесли в нее ряд конструктивных изменений, в частности дополнили самостоятельно спроектированным смесительным устройством для подготовки и подачи цементирующего раствора: стало еще удобнее.

Универсальные солдаты

— Машина, конечно же, дело хорошее, — акцентирует собеседник. — Но управляет ею человек, а значит, именно он ключевое звено любого производственного процесса. Наши работники, без преувеличения, универсальные солдаты.

Ежедневно на объекте задействованы в среднем 8 человек. На завершающем этапе, когда машину нужно расцеплять и параллельно заниматься колодцами, присоединяются еще двое или трое. При этом скорость и объем работ благодаря умелому использованию машины возрастает практически втрое. Для города, где процент изношенных водопроводных сетей по-прежнему высок, она настоящая находка.

— Для нашей УНБ 1550 это уже четвертый или пятый объект, — говорит Руслан Браим. — Разрабатываем очень много проектной документации — готовим другие объекты, так что постоянная загрузка машине гарантирована. Она у нас первая и, похоже, далеко не последняя.

 

У вас нет аккаунта?

Спасибо за регистрацию на нашем портале

Пароль выслан на указанный при регистрации e-mail