Знатоки хитросплетений водопроводных труб: рассказываем про водоснабженцев

- 15:06ПрофиФормула

Вода — это то, в чем человек нуждается ежедневно во все времена. Без нее дольше недели нам не прожить. Это хорошо известно всем. Но мало кто знает и понимает, каким образом живительная влага оказывается в наших комфортабельных жилищах.

Неудивительно, что редкий старшеклассник слышал о специалистах по водоснабжению и водоотведению. Между тем этих знатаков ежегодно готовит, к примеру, Минский государственный архитектурно-строительный колледж. Катерина Рухлевич из Волковыска — одна из многих его выпускниц. Профессию девушка выбрала по совету своего школьного учителя, которая мудро рассудила: “Если водные ресурсы — это национальное достояние во всех странах мира, значит, во все времена будут востребованы те, кто разбирается в хитросплетениях водопроводных и водоотводных труб”. И посоветовала своей воспитаннице ехать поступать в Минск, освоить специальность “Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов”.

Для употребления человеком на планете пригоден лишь 1% от общей массы воды. Водная отрасль — одно из самых перспективных направлений, а вода — стратегический ресурс XXI века.

Став столичным инженером-технологом, Катерина об этом своем решении ни разу не пожалела. Теперь она отлично знает, что стоит за таким привычным удобством, как вода в кране, и хорошо понимает, какой долгий путь она проделывает, проходя сложные этапы транспортировки из артезианских и поверхностных источников в наши квартиры, а после — в сложной системе отвода через сеть спецкоммуникаций. Специалист четвертый год трудится на производстве “Минскводовод” в Минск­водоканале и заочно учится в БНТУ, чтобы в будущем претендовать на должность технолога в главном офисе предприятия и справляться с более сложными задачами.

Однако еще четыре года назад, как и большинство первокурсников, изучая строительные конструкции, техническую механику, строительные машины и прочие неженские дисциплины, хрупкая Катерина плохо понимала, как работают огромные насосы, сложные конструкции и механизмы и как полученные знания пригодятся ей в будущей работе. Лишь после первой учебной практики все стало на свои места.

— Получая квалификацию рабочего в ходе учебной практики на водозаборе № 1 “Новинки”, мы увидели, как функционируют разные типы насосов, какие строительные комплексы нужны для эксплуатации городских водных коммуникаций. Наблюдая за работой насосной станции, я фиксировала все важные показатели. В случае остановки должна была суметь запустить станцию как в автоматическом, так и в ручном режиме, чтобы избежать аварийной ситуации, — рассказывает моя собеседница, которая тогда сделала для себя немало чудных открытий и, например, узнала, что вода в Минск подается из 348 артезианских скважин силами 17 водозаборов, что для ее подачи используются около 3000 км водопроводных сетей хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, что треть столицы снабжается водой из поверхностных источников Вилейско-Минской водной системы, что два десятка насосных станций второго подъема расположены как в черте города, так и за его пределами.

В изучение предметов, непосредственно связанных со специальностью, будущий мастер по водоснабжению погрузилась на втором курсе колледжа. Среди прочего девушка узнала, как устроены и эксплуатируются сети водоснабжения и водоотведения, насосные и воздухонадувные станции, станции водоподготовки и канализационные очистные сооружения. Постигла вопросы экологии, охраны водных ресурсов и их рационального использования. А на технологической практике в цехе повысительных станций увидела и сравнила важность работы такой станции с высокой производительностью (водозабор), подающей около 30 тысяч кубометров воды в сутки, и сравнительно небольшой (локальная повысительная насосная станция), предназначенной для доставки воды на верхние этажи высотных зданий.

Питьевое водоснабжение в Беларуси базируется на использовании централизованных систем питьевого водоснабжения с применением более 10 300 артезианских скважин (обеспеченность ими — 90,9%). Шахтными колодцами пользуется 1,5 млн человек, в основном в сельской местности.

Кругозор будущих водоснабженцев также пополняют знания о технологиях водоподготовки. Так, ребята узнают, что артезианская вода подается потребителям без дополнительной очистки и обработки хлором. Правда, кое-где приходится снижать концентрацию железа и марганца, что делается на станциях обез­железивания с помощью аэрации и фильтрования. Вода же из поверхностного источника перед подачей в водопроводную сеть подвергается нескольким стадиям обработки: коагулированию (для осаждения планктона и других взвешенных частиц), отстаиванию, фильтрации, обязательной обработке дезинфектантами и пр. Потребители, в чьих квартирах из кранов течет такая вода, нередко жалуются на запах хлора.

Учась на последнем курсе колледжа, готовясь к защите диплома и проходя преддипломную практику, многие начинают работать. Катерина Рухлевич первые шаги в профессии сделала, став обходчиком на водозаборе № 1 “Новинки”:

Там скапливается вода из четырех десятков подземных источников. В мои обязанности входило обследование скважин, поддержание санитарного состояние зданий. Также я снимала и записывала показания контрольно-измерительных приборов. Работа не очень сложная, но важная и требующая много внимания.

Через год девушка стала машинистом насосных агрегатов второго подъема и непосредственно контролировала работу водозабора, а после, поступив в БНТУ, перешла на должность инженера-технолога в цехе повысительных станций, который насчитывает 453 станции. Теперь в ее обязанности входит согласование проектов локальных повысительных насосных станций, которые строятся во дворах многоэтажек и нужны для поддержания давления в системе водоснабжения в высокоэтажной застройке либо в домах, находящихся на возвышенной местности. При наличии замечаний проект отправляется на доработку, а при их отсутствии согласовывается и поступает на государственную экспертизу. После начинается строительство.

Когда станция готова к эксплуатации, ее принимают на баланс предприятия городского водного хозяйства. А затем специалисты уже удаленно контролируют работу автоматизированных станций.

***

За что отвечает специалист?

Специалисты по водоснабжению отвечают за поддержание и контроль работы водопроводной системы, проведение ремонтных работ и предотвращение аварийных ситуаций. Они анализируют качество воды, контролируют ее потребление, поддерживают рабочие нормативы по расходу и давлению, а также обслуживают насосные станции.

Специалисты по водоотведению организовывают сбор и очистку сточных вод, следят за состоянием канализационных систем, производят их техническое обслуживание и ремонт, а также предотвращают засоры, аварийные ситуации, контролируют качес­тво очищенных сточных вод, следят за соблюдением экологических стандартов, принимают участие в разработке и внедрении новых технологий очистки воды.

Сфера деятельности:

  • предприятия городского водного хозяйства;
  • объекты водоподготов­ки и очистки сточных вод промышленных пред­прия­­тий;
  • водоохранные объекты;
  • строительные компании.

Где получить профессию?

Специалистов по водоснабжению и водоотведению на уровне среднего специального образования готовят в Минском государственном архитектурно-строительном колле­дже (филиал БНТУ), Белорусском государственном колледже промышленности строительных материалов (филиал БГТУ), Технологическом колледже (филиал ГрГУ имени Янки Купалы), Архитектурно-строительном колледже (филиал Белорусско-Российского университета).

Высшее инженерно-строительное образование в этой сфере можно получить в БНТУ, БГТУ, ПГУ имени Евфросинии Полоцкой, БрГТУ, ГрГУ имени Янки Купалы.

Необходимые навыки

Специалисты должны обладать хорошими знаниями в области механики, гидравлики и электротехники, чтобы эффективно выполнять задачи по ремонту, техническому обслуживанию и установке оборудования. А также обладать знаниями нормативной базы по водоснабжению и водоотведению. Важно уметь работать в команде, быть ответственным и четко выполнять свои обязанности.

Важно знать!

Специалисты по водоснабжению и водоотведению, которых готовит Минский государственный архитектурно-строительный колледж, очень востребованы на рынке труда. Они выполняют сложную работу, связанную с проектированием, эксплуатацией, строительством и реконструкцией систем водоснабжения и водоотведения. За 2 года и 7 месяцев учащиеся колледжа изучают множество важных дисциплин. Среди них “Анализ и контроль качества воды”, “Насосные и воздушные насосные станции”, “Водоотведение”, “Водоснабжение”, “Технология и организация строительства”. В период производственной практики юноши и девушки знакомятся с системой лабораторно-технического контроля, технологией строительства объектов водоснабжения и канализации, с правилами приемки и эксплуатации завершенного строительства объектов водоснабжения и канализации, изучают охрану труда и пожарную безопасность.

Марина КУНЯВСКАЯ